Умеете ли вы прощать?
Мы часто слышим: «Кто старое помянет, тому глаз вон», «На обиженных воду возят» и т.п. И действительно, злопамятные люди портят жизнь не только окружающим, но и самим себе. Эмоции «сжигают» их изнутри. А как вы реагируете на обиды и умеете ли прощать?
1. На работе вас случайно толкнули.Вы...
а) вежливо сделаете замечание;
б) улыбнетесь, ведь ничего страшного не произошло;
в) дадите сдачи, не в этот раз - так в другой.
2. Тот, с кем вы были врагами в школе, приходит к вам на собеседование, чтобы устроиться на работу.Вы...
а) рады помириться и посмеяться над прошлым;
б) делаете все, чтобы он чувствовал себя комфортно;
в) устраиваете худшее интервью в его жизни.
3. Ваш супруг вскрыл письмо, адресованное вам...
а) вам неприятно и вы это не скрываете;
б) это всего лишь письмо, не стоит портить отношения;
в) вы никогда не сможете ему доверять.
4. Безработный друг негодует по поводу ваших трат. Вы...
а) ставите его на место;
б) жалеете его;
в) готовы взорваться от злости.
5. Тот, кто причинил вам боль, просит прощения. Вы испытываете:
а) признательность;
б) сочувствие;
в) ярость.
6. Для вас самое трудное в конфликте...
а) справиться с первыми эмоциями;
б) скрыть, что вы испытываете;
в) забыть о своем гневе.
Результаты теста
• Больше ответов «а». Если вас обидели или задели, вы позволяете себе пройти все этапы переживаний. Сначала ощущаете негодование и боль. И даете волю своим эмоциям, иногда прямо обращаясь к обидчику. А потом уже анализируете произошедшее. Это позволяет вам по-настоящему простить и забыть о бывших недоразумениях.
• Больше «б». Вы прощаете без всяких условий, находите для других оправдания и берете всю ответственность на себя.. Проблема в том, что вы забываете обратить внимание на свои чувства, пройти стадию гнева, а уже потом - прощения. Прислушивайтесь к себе, не подавляйте свои переживания и учитесь отстаивать свои права.
• Больше «в». Вы очень долго осуждаете других и злитесь на них, вам хочется отомстить обидчику. А ведь гораздо лучше (для вашего же здоровья и комфорта) было бы научиться прощать. Не цепляйтесь за обиды, стремитесь понять причины конфликтов и увидеть, в чем правы ваши собеседники.