Как избежать стрессов на работе?

Хорошо, когда работа приносит удовольствие, уверенность в себе и достойное материальное вознаграждение. Но что делать, если для вас слово «работа» ассоциируется только с трудностями и хроническими стрессами?

Новый диагноз

Полвека назад психологи ввели новое понятие: профессиональное выгорание. Это хронический стресс, вызванной работой и включающий 3 компонента.

• Эмоциональное и физическое истощение, ведущее к заболеваниям. Начинается это с ощущения изнеможения, исчерпанности сил. После работы люди чувствуют себя как выжатый лимон. Затем появляются раздражительность, нервозность, беспокойство. Положительные эмоции перестают быть яркими. Начинают тревожить головные боли, бессонница.

• Снижение рабочей продуктивности, отсутствие желания развиваться в профессиональной сфере.

• Циничное, негативное отношение к сотрудникам и зависимым лицам (пациентам, клиентам, подчиненным, ученикам, с которыми надо работать).

Интересно, что женщины больше подвержены эмоциональному истощению, в то время как мужчины чаще не могут удерживаться от саркастических и унизительных замечаний в адрес окружающих.

Когда общение оказывается вредным

Сначала считалось, что выгорание появляется как плата за сочувствие, потому что впервые его обнаружили у людей помогающих профессий: социальных работников, врачей, воспитателей и учителей. Они вынуждены регулярно сталкиваться с негативными переживаниями других людей. И если они действительно внимательно относятся к ним и хотят помочь, то волей-неволей вживаются в роль своих клиентов и сами испытывают их боль и негативные эмоции.

Но потом оказалось, что выгорают еще и полицейские, адвокаты и политики, продавцы и менеджеры, банковские служащие и тренеры. Так что из «платы за сочувствие» синдром выгорания превратился в болезнь всех тех, кто работает с людьми.

Как же так? Неужели общение, столь необходимое людям, оказывается вредным? Когда каждый будний день чересчур насыщен встречами с малознакомыми собеседниками, неизбежны напряжение и недоверие, конфликты и постоянный стресс. Пусть и не очень сильный, но продолжительный. А люди, постоянно работающие с таким напряжением, как будто варятся на медленном огне, постепенно теряют силы и здоровье.

4 способа избежать проблем

Вы замечали, что одни вещи выцветают на солнце а другие нет? Так же и люди: на одних постоянное общение сказывается негативно, а другие только рады встречам с новыми людьми. Какие же навыки и черты надо развивать, чтобы снизить риск выгорания?

1. Во-первых, можно научиться определенным техникам общения, которые позволяют избавиться от страха перед собеседниками. Для начала возьмите за правило заранее продумывать возможные проблемные ситуации, в которые вас может завести разговор, и находить варианты их разрешения.

2. Во-вторых, очень важна работа над самооценкой. Самоуважение и правильное понимание границ того, что вы можете сделать, а что от вас не зависит, поможет не мучиться угрызениями совести, если что-то произошло не так, как вы того хотели.

3.  Желательно не использовать авторитарный подход и неизменные стратегии поведения. Лучше выбрать тип отношений на основе сотрудничества и действовать гибко, в зависимости от условий каждой новой ситуации.

4.  И последнее: в большей степени выгоранию подвержены трудоголики - те, кто нацелен на карьерный рост в ущерб личным интересам, нетерпим к любым препятствиям на пути к своим профессиональным целям. Те же люди, у кого есть другие любимые занятия, кто умеет отдыхать и интересоваться тем, что не связано с их профессией, выгорают очень редко.

Спутники успеха

Каждый человек преодолевает жизненные трудности по-своему, но у всех нас есть 3 психологических ресурса, которые помогают в этом.

• Надежда - активное ожидание и готовность встретиться с тем, чего мы хотим.

• Рациональная вера -убежденность в том, что существует огромное число возможностей и нужно лишь вовремя их обнаружить.

• Душевная сила, или мужество - способность сопротивляться попыткам лишить себя надежды и веры, превратив их в неоправданный оптимизм и необоснованную веру. Известный философ Спиноза говорил, что мужество - это способность сказать «нет», когда весь мир хочет услышать «да».

Эти 3 спутника успеха (или их отсутствие) так или иначе определяют стратегии преодоления проблем с общением на работе. Так, некоторые предпочитают ориентироваться на саму проблему. Они ищут дополнительную информацию о подобных ситуациях, планируют свои действия и активно противостоят трудностям. Другие концентрируются на своих эмоциях и стремятся изменить собственный взгляд на сложившуюся ситуацию. Например, они могут мысленно снижать масштаб и значимость трудностей или искать в них положительные моменты, воспринимая стресс как возможность получить новый опыт и толчок к развитию. Такие люди часто ведут дневники, записывая туда свои переживания и то, как они справляются со своим беспокойством из-за трудностей. Им же больше других свойственно рассказывать окружающим о своих проблемах и просить помощи и поддержки у них.

Почему мне всегда не везет?

Самая же опасная стратегия, которая рано или поздно приведет к накоплению стрессов на работе и выгоранию, - это пассивная позиция. Она может проявиться как избегание и стремление не видеть объективно существующие конфликты. Или же человек начинает увлекаться самокопанием, занимаясь не решением проблемы, а самообвинением и поисками ответа на вопрос: «Ну почему это всегда происходит именно со мной?» Внешне это проявляется в том, что человек как будто надевает маску Снежной королевы: он не выражает никаких эмоций, ничем не интересуется. Но на самом деле проблемы гнетут его и вводят в отчаяние. Он ненавидит себя за плохие результаты и неспособность самостоятельного решения затруднений, а окружающих - за то, что они не могут почувствовать его страдания.

Меньше всех страдают от стрессов те, у кого есть любимое хобби, кто умеет отдыхать и интересоваться многими вопросами, не связанными с их профессией.

Оставить комментарий

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать.

   
© Медицинский портал 2012-2017